Билет 16
1. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных
веществ в жизни клетки и организма.
2. Животные – возбудители и переносчики заболеваний
человека. Профилактика заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой
и др.
3. Используя знания о составе и группах крови, дайте
научное обоснование значения переливания крови, ее свертывания. Почему при
взятии проб крови на анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами?
Билет 17
1. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах.
2. Роль животных в природе и жизни человека. Домашние
животные. Охрана животных. Назовите редких и исчезающих животных.
3. Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и
кровообращения в организме человека. Предупреждение сердечно-сосудистых
заболеваний. Какие приемы первой помощи оказывают при кровотечениях?
Билет 18
1. Наследование признаков у человека. Наследственные
болезни, их причины и предупреждение.
2. Разнообразие растений, их значение в поддержании
устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия
растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т. п. в
сохранении биоразнообразия.
3. Используя знания о строении и функциях пищеварительной
системы, раскройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых
отравлений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось
число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?
Билет 19
1. Место и роль человека в системе органического мира,
его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.
2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в
природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле.
В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их
значение в природе и жизни человека.
3. Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушение
зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере
необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?
Билет 20
1. Питание, его значение в жизни организма. Различия
организмов по способу питания.
2. Беспозвоночные животные, их многообразие,
классификация, роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека.
Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышения ее плодородия.
3. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения
слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при
взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого
избежать.
Билет 21
1. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.
2. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на
примере покрытосеменных). Докажите, что растения – целостный организм.
Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья
объедены колорадскими жуками.
3. Отделы нервной системы: центральный и периферический.
Какие причины, вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно
предупредить некоторые заболевания мозга? В чем заключается вредное воздействие
наркотических веществ и алкоголя на мозг?
Билет 22
1. Экология – наука о взаимосвязях организмов и
окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе.
2. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик,
головня, спорынья и др.). В чем проявляется их вред для растений? Какие меры
необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?
3. Используя знания о мочевыделительной системе, ее
строении и функциях, раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для
сохранения здоровья. Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и
бесконтрольное применение лекарственных препаратов? Ответ поясните.
Билет 23
1. Обмен веществ и превращение энергии – главный признак
живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.
2. Многообразие животных – результат эволюции. Одноклеточные
и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе
наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите
инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите?
3. Используя знания о строении и функциях кожи, дайте
обоснование гигиенических требований, предъявляемых к одежде. Какова
доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при
обморожении? Почему очень вредно ходить в холодное время года без головного
убора?
Билет 24
1. Разнообразие организмов: одноклеточные и
многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа
целостности многоклеточного организма (на примере растительного или животного
организма).
2. Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение
веществ в растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно
доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.
3. Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистого
атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом
опасно для здоровья? Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом и
спасении утопающего?
Билет 25
1. Дыхание – один из признаков живых организмов. Роль
кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате
жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные правила
гигиены дыхания.
2. Многообразие паразитических червей, их
приспособленность к жизни в организме хозяина. Какие меры профилактики
необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?
3. Раскройте роль углеводов в организме по следующему
плану: в каких продуктах содержаться, конечные продукты расщепления в
пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль в организме. Почему
людям пожилого возраста не рекомендуется употреблять много пищи, содержащей
углеводы?
Примерные темы рефератов
Право выбора темы реферата предоставляется самому
ученику. Учитель должен познакомить учащихся с требованиями,
предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный
объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в
работе. Помощь в выборе темы, наиболее точно отвечающей интересам
данного ученика, и в подборе литературы для реферата также входит в
компетенцию учителя. В зависимости от степени подготовленности
учащихся можно рекомендовать в качестве литературы для изучения брошюры
из библиотеки «квант», научно-популярной серии общества «Знание»
(«Человек и природа» и др.), статьи из научно-популярных журналов
«Химия и жизнь», «Наука и жизнь», книги из серии «Школьникам о
современной биологии», «Я познаю мир» и др. Темы рефератов могут
быть связаны непосредственно с биологической наукой и с другими науками
естественного цикла (на стыке двух или нескольких научных дисциплин).
1. Современная система органического мира.
2. Грибы – особое царство живой природы.
3. Бактерии как доядерные организмы.
4. Лишайники – симбиотические организмы.
5. Экосистема, ее основные звенья. Природные и искусственные экосистемы, их особенности.
6. Причины и результаты эволюции органического мира.
7. Обмен веществ и превращения энергии, их значение в жизни организмов.
8. Питание, его роль в обмене веществ. Особенности питания растений.
9. Дыхание организмов, его сущность и значение.
10. Витамины, их роль в обмене веществ, способы сохранения витаминов в пище.
11. Рефлекс - основа нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.
12. Основные ароморфозы в эволюции растений. Причины эволюции.
13. Место человека в системе органического мира, его биосоциальная природа. Роль человека в биосфере.
14. Организм человека как целостная биологическая система.
15. Биологическое значение размножения. Способы размножения. Управление размножением растений, животных, микроорганизмов.
16. ВИЧ-инфекция, СПИД, пути и формы распространения, меры предупреждения.
17. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
18. Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни.
19. Озоновый экран, его значение для живых организмов.
20. Биологическое разнообразие и устойчивость биосферы.
21. Современные представления о возникновении жизни на Земле.
22. Вирусные заболевания живых организмов.
23. Достижения и основные направления современной селекции.
24. Биологические основы продолжительности жизни.
25. Формы взаимоотношений между организмами в экосистеме.
26. Рациональное природопользование как фактор сохранения устойчивости биосферы.
27. Достижения современной биотехнологии.
|